В Беларуси начали собирать "ГАЗы", от которых отказываются в России
С сентября на производственных площадях официального дистрибьютора ОАО "ГАЗ" - холдинга "БелГАЗавтосервис" в Колядичах идет сборка
среднетоннажных автомобилей "ГАЗ-3307" и "ГАЗ-3309". Кому понадобится
техника, от производства которой готовы отказаться в России, и как
выглядит процесс сборки, решил выяснить AUTO.TUT.BY.
Что такое отверточная сборка, мы уже проходили на примере иранских легковых автомобилей Samand, худо-бедно производимых в поселке Обчак,
что под Минском, по-прежнему – в небольшом количестве (до конца 2012
года обещают собрать чуть более полутысячи машин). Проведя нас по
производственным площадям, заместитель гендиректора по производству
"БелГАЗавтосервис" Петр Новицкий озвучил более оптимистичные
цифры – до конца года (за три месяца работы) будет собрано около 300
грузовиков, в следующем году ожидается расширение производства – в
зависимости от спроса.
"Сегодня на участке сборки автомобилей 3307 и 3309 - три поста, - начал рассказ Новицкий, - мощность
производства – 60 машин в месяц. Полтора года назад мы пробовали
собирать грузовики, однако процесс удалось запустить только сейчас,
после подписания с группой "ГАЗ" соглашения о сборке среднетоннажных
автомобилей".
В
Колядичи приходят шасси на колесах – без двигателя, коробки передач,
карданной передачи и передних амортизаторов. Комплектующие – отдельно,
по документации их 179. Крупные детали раскладываются по стеллажам –
чтобы слесарь ничего не упустил из вида.
"Сердце"
грузовиков – двигатель 5231 производства Заволжского моторного завода и
наш, 245.7 Е3, сделанный на родном ММЗ. Оба – стандарта Евро-3, от
которого с момента вступления в ВТО начинают отказываться соседи,
переходя на Евро-4. Для Беларуси двигатели все еще актуальны. "Они просты в конструкции, надежны и не требуют доработок при переходе на сжиженный газ, - объясняет Новицкий. – Но с начала следующего года мы тоже планируем перейти на Евро-4, испытания начнутся уже в конце года".
Пока
же дешевизна топлива для многих субъектов хозяйствования нашей страны
становится определяющей при формировании автопарка. По просьбе клиента,
на собранный в Колядичах грузовик может быть установлено газовое
оборудование: баллоны со сжатым газом и сжиженным газом. Нюансы
сотрудничества с компаниями-партнерами в настоящее время уточняются.
Сборку
грузовика осуществляют два мастера, требуемое время – от 8 до 16 часов.
Первый этап – разборка подкапотного пространства. "Мастера снимают облицовку, капот, радиатор с охладителем, воздушную систему – освобождая место для двигателя", - рассказывает Новицкий.
Поставив
автомобиль на подъемник, монтируют двигатель, сцепление, коробку
передач, подключают электрооборудование, датчики, свечи накаливания.
Автомобиль заправляется маслами и охлаждающей жидкостью.
Все операции вносятся в карту сборки, мастер расписывается за каждое выполненное действие. "После
команды на запуск двигателя регулируется выжим сцепления и педали
тормоза, проверяются усилия на рулевом колесе и педали тормоза, - объясняет Новицкий. - Если
все сделано правильно, работник ОТК разрешает поставить машину на
тормозной стенд для проверки тормозной системы автомобиля".
Последняя
стадия сборки – проверка всей бортовой системы с помощью компьютерной
программы и программирование электронных блоков, управляющих работой
двигателя. "Мы вводим определенные параметры и код, - говорит Новицкий, - не зная которого, нельзя обслужить машину на сервисной станции".
Гарантия
на "ГАЗы", собранные в Беларуси, – 30 тысяч км пробега или год
эксплуатации. Условие – обслуживание на фирменных СТО, которых сегодня в
стране 19, стоимость автомобиля "ГАЗ 3309" – 198 миллионов рублей.
На
большинстве комплектующих штамп "Сделано в Беларуси", вот только
поставки деталей – из Нижнего Новгорода. Договориться получать запчасти
напрямую пока удалось только с ММЗ (мотор) и гродненским агрегатным
заводом "Белкард" (карданная передача и передние амортизаторы). Поэтому и
локализация автомобилей – менее 30 процентов. По словам Новицкого, "так
будет, пока не наладим логистику, заключив договоры с нашими
производителями, что позволит ускорить поставки комплектующих и сделать
их более дешевыми".
В планах – производство шасси: "Если
"ГАЗ" перейдет на более современные модели грузовиков, работы по
созданию шасси могут поручить филиалам наподобие "БелГАЗавтосервиса". Мы
готовы взяться за эту работу и рассматриваем создание полноценной
сборки, когда большинство позиций будет производиться у нас – даже
устаревшие "ГАЗ 3307" и "ГАЗ 3309" продолжают интересовать потребителей.
Около 40 произведенных машин на днях отгрузим Белкоопсоюзу, имеется
интерес со стороны российских и украинских субъектов хозяйствования,
особенно к автомобилям с фургоном".
К моделям с более дорогими двигателями сограждане не готовы. "Доходит до абсурда, - уверяет собеседник. - На
местах, где эксплуатируется техника, не проводится обучение водителей.
Выезжая к ним по гарантии, убеждались – водители не знают, куда
заливается масло и как проверить его уровень!"
Сделанные
в Колядичах грузовики подходят и по карману, и по уму; идут переговоры
об открытии дополнительных линий сборки в регионах. Будет спрос – будут и
новые объемы. Но это уже совсем другая история.
25 октября 2012 в 11:10
Елена Анкудо, фото автора, TUT.BY